Об электромобилях, «умных» сетях и человеческом факторе — «Новости — Энергетики»

Инновации – один из основных движущих факторов развития компании. ОАО «МОЭСК» постоянно внедряет новые достижения науки и технологий. – Андрей Викторович, эффективное развитие такого предприятия, как ОАО «Московская объединенная электросетевая компания», невозможно представить без процесса Инновации – один из основных движущих факторов развития компании. ОАО «МОЭСК» постоянно внедряет новые достижения науки и технологий.

– Андрей Викторович, эффективное развитие такого предприятия, как ОАО «Московская объединенная электросетевая компания», невозможно представить без процесса внедрения новой техники и технологий, организации производства и труда на основе научных достижений. Каким направлениям сегодня уделяется первоочередное внимание?

– Прежде чем двигаться по пути инноваций, внедрения новой техники и технологий, специалисты нашей компании провели тщательный анализ тех направлений, которые позволили бы в первую очередь существенно повысить надежность электроснабжения, а также производительность труда и экономическую эффективность. Проделана большая и серьезная работа, на наш взгляд. Для энергосистемы Москвы и Московского региона характерен рост токов короткого замыкания и все чаще требуется реконструкция оборудования. Обеспечение надежности электроснабжения путем экстенсивного развития сопряжено с большими затратами.

Москва испытывает недостаток свободных площадей для размещения подстанций, то есть новых распределительных фондов. Для сохранения жизненного пространства населения надо, чтобы эти устройства были технически более компактными. Правительство Москвы совместно с ОАО «МОЭСК» работает над решением данной проблемы. Такой крупный европейский мегаполис, как Москва, требует социальных подходов к системам электроснабжения.
Серьезное внимание будем уделять сверхпроводниковой аппаратуре. Это сложная техника, которая сейчас находится в стадии разработки и требует предварительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а потом и производства.
– Какие еще особенности характерны для Московского региона?

– Кроме тех особенностей, о которых я говорил выше, для Москвы и Московского региона характерны сложнозамкнутые схемы. Они напоминают паутину, то есть сложную группу соединений, управлять которой диспетчеру становится все сложнее и сложнее. Поэтому в помощь ему необходимо внедрять элементы «умных» сетей – это автоматизированная система, которая определяет наиболее рациональный способ включения-отключения, показывает, как собрать схему так, чтобы при этом были минимальные потери. «Умные» сети также призваны управлять потоком мощности от небольших генерирующих установок, появления которых мы ожидаем в ближайшие годы. Все это хорошо согласуется с программой повышения энергоэффективности, которую продекларировало Правительство РФ и которую поддерживают все государственные компании.
– Вы рассказали об инновациях с точки зрения техники, а как же человеческий фактор?

– Компания уделяет большое внимание организационным инновациям, то есть методам организации труда. Можно установить много умной техники, но если людей не научить работать, не организовать их работу рационально, то использование новой техники не будет столь эффективно. Поэтому мы уделяем огромное внимание развитию производственной системы, совершенствованию методов труда. Это немаловажно! Если человек приходит с работы уставшим, значит, работа организована неправильно. Конечно, есть проекты, для выполнения которых прилагаются сверхусилия, но это скорее исключение, чем правило. В повседневной работе такого происходить не должно. Кстати, все это изложено в Декларации о развитии производственной системы.
– Состояние любой отечественной отрасли промышленности принято сравнивать с уровнем развития подобных отраслей на Западе, в Европе, а в последнее время и в Китае. Как выглядит на этом фоне наш электросетевой комплекс?

– Конечно, наш электросетевой комплекс требует масштабной реновации. Но не надо думать, что у нас все плохо, а там хорошо. У нас много инновационных идей, предложений, поэтому поднять наши электросети на самый высокий уровень вполне по силам. Если говорить о показателях, например, надежности, то время восстановления электроснабжения, к примеру, в электросетевом комплексе в Лондоне составляет 0,8 часа, а в ОАО «МОЭСК» – 1,6 часа. Не такой уж и большой разрыв. Но мы стремимся к более высоким показателям.
Есть программы телемеханизации, телеизмерения. Нужно сформировать нормальную практику продления ресурса оборудования. Наша новая техническая политика предусматривает переход на современные интеллектуальные системы учета. Надо искать наиболее эффективные пути, нельзя делать ставку только на западные аналоги. Государство идет по правильному пути: нужно выделять средства на собственные исследования.
– Какие качественно новые технологии, технические достижения нашли применение в деятельности компании в последние годы?

– Например, воздушные линии из композитных материалов. Мы получили подтверждение, что они могут применяться в самых разных климатических условиях. Благодаря таким линиям в отдельных местах можно увеличить пропускную способность линии, не меняя опоры и не увеличивая сечение провода, а значит, его вес. Кроме того, у нас есть проект по измерению температуры нагрева провода в оперативном режиме. Его реализация повысит надежность электроснабжения. Также есть проект, но пока в начальном состоянии, сверхпроводимой части линии электропередачи на подстанции «Динамо».

– Есть ли примеры экономии в результате внедрения научных достижений?

– Внедрение коммерческого учета и исключение коммерческих потерь позволило достичь энергосберегающего эффекта. В 2010 году по Программе энергосбережения экономия составила 206 млн. кВт·ч. К сожалению, инновации не исключают потерь вообще. Таких технологий нет. Но наша основная задача – это надежное энергоснабжение.
Научно-исследовательские и конструкторские разработки (НИОКР) – это научная деятельность, которая может привести в случае неудачи к определенным потерям. Во всем мире компании, подобные нашей, научно-исследовательскими и конструкторскими разработками занимаются совместно с партнерами, чтобы разделить риски. Это более эффективно.
Мы хотим участвовать в проектах с высокой потенциальной отдачей, но совместно с научными, финансовыми партнерами. Наша компания готова взять на себя роль технологического консультанта. Мы можем тестировать, проводить мониторинги, определять, какой получается эффект. У нас для этого есть база, персонал – словом, все необходимое. А на выходе хотели бы получать новые технологии. Совет директоров компании принял решение об увеличении финансирования НИОКР. Это очень серьезные суммы, но мы будем подходить к проектам и предложениям очень избирательно.
– С какими научными площадками наиболее активно сотрудничает МОЭСК?

– С Московским энергетическим институтом (техническим университетом), с Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт», с ОАО «Научно-исследовательский центр МРСК», мы договорились также о рецензировании всех предложений, которые к нам поступают, с рядом научных центров.
– Андрей Викторович, на ваш взгляд, могут ли быть использованы в электросетевом комплексе нанотехнологии, о которых так много сегодня говорят?

– Конечно. Например, при создании специальных материалов для сверхпроводимости. На них возлагает определенные надежды все электротехническое сообщество.
– Экологическая составляющая – одна из серьезных тем, которой активно занимается мировое сообщество. Есть ли на сегодняшний день в МОЭСК проекты, которые эффективны с точки зрения и научного прогресса, и экологии?

– В лучшую сторону на окружающей среде должна отразиться замена масляного оборудования на газовое и вакуумное. Замена оборудования идет по мере старения этих устройств. Кроме того, согласно Киотскому протоколу наша компания в ближайшее время проведет исследование потенциала сокращения выбросов двуокиси углерода, проанализирует проекты, которые могут дать экономический эффект.
Хотел бы упомянуть о такой, казалось бы, сегодня экзотической вещи для Москвы, как внедрение электромобилей. В ОАО «МОЭСК» создана группа, которая занимается пилотным проектом в этом направлении. Над решением проблемы загрязнения окружающей среды транспортом, его замены на электромобили работают сегодня власти Москвы. И кому, как не энергетикам, подключаться к этой работе? Вот наш реальный вклад в экологию.

Беседовала Елена Быкова
{full-story limit=»10000″}
Источник: barilline.ru

pasyanspauk