Фото: Эмиль Гатауллин Правительство намерено предпринять еще одну попытку реформирования институтов развития. Новые инициативы предусматривают значительное сокращение их числа и перераспределение их полномочий посредством объединения одних организаций и упразднения других. Эксперты S&P Фото: Эмиль Гатауллин
Правительство намерено предпринять еще одну попытку реформирования институтов развития. Новые инициативы предусматривают значительное сокращение их числа и перераспределение их полномочий посредством объединения одних организаций и упразднения других.
Эксперты S&P полагают, что результатом реорганизации может стать повышение роли банка развития ВЭБ.РФ, в структуру которого в качестве его дочерних организаций войдут несколько других институтов развития, включая «РОСНАНО», АО «Корпорация «МСП», фонд «Сколково». Если эти планы будут реализованы, баланс ВЭБ.РФ увеличится на 20-25% — примерно до 4% ВВП. Это может подкрепить точку зрения S&P о неразрывной связи банка с российским правительством и критически важной роли банка для государства, что позволит S&P приравнять рейтинг ВЭБ.РФ к суверенному рейтингу.
Одним из мотивов реформирования сектора могла стать попытка государства оптимизировать расходы федерального бюджета. По примерным расчетам S&P, чистая бюджетная поддержка институтов развития, в частности объем вливаний в капитал и субсидий за вычетом дивидендов, выплачиваемых этими организациями в бюджет, составляет в среднем 0,8-1% ВВП ежегодно. Учитывая планы правительства по консолидации государственных финансов начиная с 2021 года (после того, как бюджетные показатели оказались под давлением в связи с пандемией COVID-19), S&P полагают, что реорганизация может стать одним из источников повышения эффективности и оптимизации расходов в случае эффективной реализации этих мер.
Объявленные меры могут служить подтверждением того, что в прошлом схожие реформы не приносили удовлетворительных результатов.
Кроме того, предложенная реформа свидетельствует и об ограниченном влиянии институтов развития на темпы роста экономики России. За прошедшее десятилетие число институтов развития удвоилось, но рост ВВП на душу населения остался невысоким, составляя в среднем 0,8%. Частично это объясняется тем, что использование институтов развития в качестве инструментов реализации государственной политики, как правило, приводило к усилению роли государства в экономике. В рамках неблагоприятной институциональной среды и невысокого качества госуправления крупный государственный сектор приводил к ослаблению рыночной конкуренции и снижал эффективность распределения ресурсов, тем самым оказывая давление на рост производительности. В этом контексте государственные институты развития являются скорее препятствием на пути повышения долгосрочных темпов экономического роста, чем их катализатором.
{full-story limit=»10000″}
Источник: