Модернизация локальной энергетики — «Новости — Энергетики»

В Советском Союзе было не все так плохо, как сегодня принято считать. Просто были определенные условия, которые не позволили реализовать конкретные задачи. Сегодня на юге Якутии работает угольная электростанция, введенная в строй в 84-м году, и до настоящего времени она является одной из лучших В Советском Союзе было не все так плохо, как сегодня принято считать. Просто были определенные условия, которые не позволили реализовать конкретные задачи. Сегодня на юге Якутии работает угольная электростанция, введенная в строй в 84-м году, и до настоящего времени она является одной из лучших практически по всем показателям. А в Центральной Якутии на природном газе работает электростанция с использованием газотурбинных установок, которые сегодня в Российской Федерации никто не может произвести.
Территория Якутии – 3 млн. квадратных километров, это огромная территория с маленькими населенными пунктами, между которыми очень большие расстояния. И поэтому, конечно же, тянуть линию электропередачи через такие расстояния экономически нецелесообразно. В каждом из таких населенных пунктов работают дизельные электростанции. Они были построены в 60-х – 80-х годах и сегодня неэффективны. Себестоимость производства электроэнергии в среднем там составляет 17 рублей 56 копеек. А в отдельных населенных пунктах доходит до ста рублей за производство 1 кВ∙ч электроэнергии. Поэтому там практически нет промышленных предприятий, и прямо или косвенно все затраты ложатся на бюджет: муниципальный, республиканский или федеральный, через компенсацию превышения 22% за жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим для нас было чрезвычайно важно разработать мероприятия по снижению затрат, по оптимизации локальной энергетики, по повышению эффективности работы этих дизельных станций. Рассмотрим основные составляющие этих затрат.
Во-первых, это неоптимальная структура топливно-энергетического баланса, значит, практически 98% – это дизельное топливо, сезонный завоз грузов с большими затратами, омертвление кредитных ресурсов, высокий удельный расход топлива. Для того чтобы население на Севере могло хоть как-то существовать, у нас введен котловой принцип формирования стоимости электроэнергетики – централизованная энергетика, с высокоэффективным производством электроэнергии, и дизельная, с низкоэффективным. Все замешивается в один котел, и выдается средняя по республике стоимость. Тариф на 1 кВ∙ч сегодня составляет 3 рубля 36 копеек, что является самым высоким среди всех субъектов Дальнего Востока. Это приводит к ряду негативных последствий: конкурентоспособные виды бизнеса на юге Якутии или в Центральной Якутии работают не так, как могли бы, их товары, продукция и услуги получаются очень затратными.
Во-вторых, нас сильно тревожит тот факт, что потребители, устав нести на себе эту перегрузку, начинают создавать альтернативные источники энергии, свои собственные источники генерации. И тем самым все меньше и меньше остается тех, на кого мы эту дизельную энергетику перекладывали. Получается замкнутый круг – поступает сигнал о том, что это дорого, возникает желание потребителя производить энергию самостоятельно, а значит, централизованных потребителей остается меньше. В результате мы вынуждены увеличивать нагрузку на оставшихся потребителей, что опять-таки стимулирует их к уходу от централизованной электроэнергетики. Опасное кольцо, из которого надо выходить.
Именно поэтому сегодня при поддержке Министерства энергетики Российской Федерации мы шаг за шагом начиная с 2000 года реализуем программу оптимизации локальной энергетики. Программа реализуется по нескольким направлениям.
Одно из этих направлений – это оптимизация структуры топливного баланса за счет снижения потребления дизельного топлива. Сегодня строится две ТЭЦ на местных углях. Одна из них в поселке Депутатском практически введена в строй. И пожалуй, это будет первый положительный опыт, когда маленькая электростанция на угле эффективно начинает работать. Уже был неудачный опыт в Корякии и ряд других экспериментов, тоже не завершившихся успехом. Поэтому немаловажно то, что уже в течение месяца работает дизельная электростанция, по которой через федеральную целевую программу начнется финансирование из федерального бюджета. А вторая строится в поселке Зырянка, ее мы будем вводить скорее всего в конце следующего года.
Еще одно направление – снижение технологических потерь и потерь в сетях. У нас есть отдельная программа по переходу на самонесущий изолированный провод, что значительно снижает затраты, особенно в сетях низкого напряжения. Ну и конечно же, необходимо строить линии электропередачи там, где есть такая возможность, чтобы ликвидировать или переводить в резерв дизельные станции. С участием федерального бюджета мы в этом году запустили линию Сунтар-Олекминский ПС-14, прежде всего для нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, но параллельно мы сумели вывести из эксплуатации дизельную станцию, которая обеспечивала целый город – Олекминск. Таким образом, в следующем году нам не нужно будет завозить более 12 тыс. тонн дизельного топлива. Шаг за шагом мы совместно с федеральным бюджетом и с энергоснабжающими организациями ведем эту работу.
Но цена дизельного топлива опережает все наши усилия. За последние десять лет она росла настолько стремительно, что никакие наши попытки снизить эти затраты не дают результата без дополнительной помощи. Общая стоимость программы, которую мы начали реализовывать в 2005 году, составляет почти 26 млрд. рублей. Из них 10,5 млрд. рублей мы уже реализовали. Сегодня нам нужны деньги, которые мы обязательно вернем за счет снижения дотационности региона, за счет повышения налоговых поступлений, за счет явного экономического эффекта в 2 млрд. рублей в год к 2015 году в соответствии с нашей программой. А если этого не делать, то возникают серьезные проблемы из-за того, что крупные потребители уходят от централизованного энергоснабжения.
Более того, даже и мелкие потребители, даже бюджетные организации приходят к нам с гениальными идеями. К примеру, если я построю свою небольшую газотурбинную электростанцию или газопоршневую электростанцию, то я окуплю бюджетные затраты, так сказать, за 2,5-3 года. С точки зрения руководителя бюджетной организации это правильно. Потому что он видит, сколько сегодня стоит электроэнергия и сколько будет стоить завтра. Ну а с точки зрения комплексной позиции по электроэнергетике Якутии это уменьшение потребления энергии от централизованных источников и увеличение дополнительной нагрузки из-за дизеля на оставшихся потребителей. Поэтому это комплексная задача, которую мы уже ставили перед Владимиром Владимировичем. Есть соответствующий протокол от 21 августа 2009 года. Мы прошли согласование практически во всех министерствах и ведомствах. Но из-за дефицита федерального бюджета в 2010 и 2011 годах эта программа заморожена. И сегодня необходимо совместно с Министерством энергетики каким-то образом решать эту проблему.

Энергетика Якутии

Республика Саха (Якутия), являясь самым большим территориальным образованием России, занимает пятую ее часть, имея площадь 3103 тыс. км2. Население республики составляет 950 тыс. человек. Якутия расположена в зоне со сложнейшими климатическими условиями (перепад температур от +40 oС летом до –65 oС зимой). К специфическим особенностям северного края относятся большая протяженность, крайне низкая плотность населения, а также слабо развитая сеть коммуникаций между населенными пунктами. Экономический потенциал Якутии достаточно высок. Недра ее богаты многими видами ископаемых, что позволяет промышленности и народному хозяйству интенсивно развиваться. Республика Саха (Якутия) условно разделена на четыре экономические зоны, не связанные электрическими сетями: Центральную, Южную, Западную и Северную.
Якутская энергосистема во многом уникальна. В ней представлены все виды генерации: гидрогенерация каскада Вилюйских ГЭС, газовая генерация Якутской ГРЭС и Якутской ТЭЦ, генерация на угле Нерюнгринской ГРЭС. Кроме того, 164 станции по всей республике работают на дизельном топливе. Транспортировку электроэнергии до потребителей обеспечивают Якутские городские, Центральные, Южно-Якутские, Западные и Вилюйские электрические сети.
АК «Якутскэнерго» занимает одно из первых мест в РАО «ЕЭС России» по площади обслуживания и по количеству генерирующих источников. Огромна и протяженность линий электропередачи всех классов напряжения: она равна половине длины экватора – свыше 20 тыс. км. Суммарная электрическая мощность объектов компании на
1 января 2004 года составляет 2134,4 МВт, тепловая – 2615,5 Гкал.
На западе республики на Вилюе, одном из полноводных притоков реки Лены, находится каскад Вилюйских ГЭС, установленная мощность которого составляет 680 МВт. Электростанции каскада обеспечивают в основном производственные нужды алмазодобывающей отрасли республики, находящейся на территории Мирнинского района, а также передают свою электроэнергию в Ленский район и группу Вилюйских улусов.
Энергетическим сердцем столицы республики называют Якутскую ГРЭС (мощность 320 МВт) – единственную станцию в мире, газотурбинные установки которой могут работать как на природном газе, так и на дизельном топливе. При этом ЯГРЭС функционирует как классическая ТЭЦ, производя электро-энергию и тепло. Станция поставляет электроэнергию в девять улусов Центрального энергорайона Якутии, выдавая потребителям до 94% всей вырабатываемой электроэнергии и 54% тепла для системы централизованного теплоснабжения города Якутска.
{full-story limit=»10000″}
Источник: barilline.ru

pasyanspauk