Хартмут Михель — Нобелевский лауреат против биотоплива . — «Бизнес»

Немецкий биохимик доктор Хартмут Михель, лауреат Нобелевской премии по химии 1988 года. Полученную им за свою совместную с Робертом Хубером и Иоганном Дайзенхофером научно-исследовательскую работу в области фотосинтеза, высказал свое мнение, связанное с биотопливом. Сегодня Михель работает в «MPG»

Немецкий биохимик доктор Хартмут Михель, лауреат Нобелевской премии по химии 1988 года.

Полученную им за свою совместную с Робертом Хубером и Иоганном Дайзенхофером научно-исследовательскую работу в области фотосинтеза, высказал свое мнение, связанное с биотопливом. Сегодня Михель работает в «MPG» в Институте биофизики общества Макса Планка и заведует отделом молекулярной биологии мембран клеток. Доктор Михель также является ведущим экспертом в преобразовании растениями солнечного света в энергию. Тем интереснее понять, что же думает ученый об экологичном топливе, способном заменить бензин.

Так, в своем интервью издательству «John Wiley & Sons» Хартмут Михель рассмотрел препятствия, возникающие с точки зрения физики, в процессе получения биотоплива. Что с эффективностью? В процессе фотосинтеза растений, который наиболее эффективен в свете низкой интенсивности, поглощается и используется меньше половины энергии солнечного света – 47 %, – при это зеленый свет, ультрафиолет и инфракрасное излучение остаются не у дел. Однако, в результате некоторых ограничений и в силу высокой интенсивности солнечного света, в реальности преобразование солнечной энергии растениями в химическую не превышает 4,5 %, а в среднем – даже 1 %. Для начального этапа крайне мало.

Что касается преобразования биомассы в биотопливо, то и здесь с точки зрения и экологичности, и экономии все не особо «радужно». К примеру, основанный на рапсе германский «биодизель» может похвастаться содержанием доли солнечной энергии лишь на уровне 0,1 %, чуть больше «солнца» в биоэтаноле – 0,2 %, в биогазе – 0,3 %. Все это цифры одного порядка, и крайне малого, тем более если подсчитать неучтенные затраты энергии на получение биомассы и ее химические преобразования, которые могут превышать 50-типроцентный порог и которые компенсируются при помощи ископаемого топлива. К тому же, как можно видеть, большая доля применяемого «традиционного» топлива сокращает выбросы углекислого газа минимально, или не сокращает вовсе. При этом, биомассу необходимо где-то выращивать, используя земли для пашни и товары продовольственного назначения, что неизбежно ведет к повышению цен на продукты. Фотосинтез против электричества: Среди множества вариантов увеличения эффективности фотосинтеза доктор Михель не отдает предпочтение ни одному.

Деятельность в этом направлении, по мнению ученого, будет полезна только для обеспечения продовольственной безопасности. Для нужд энергетики фотосинтез все равно останется низкоэффективным, к тому же его применение приведет к конкуренции между производителями биотоплива и сельскохозяйственниками, что, несомненно, выльется к росту продовольственных цен и больно ударит, в первую очередь, по странам третьего мира. Симпатии Хартмута Михеля направлены на фотоэлектрические элементы, аккумуляторные батареи и электрические двигатели, которые, по мнению доктора, станут будущим транспортных средств. Действительно, коэффициент полезного действия, скажем, бензинового двигателя в диапазоне от 20 до 30 % и дизельного – 30-40 %, – не идет ни в какое сравнение с «Tesla Roadster», чей КПД равен 88 %, а технология еще далека от своего пика развития.

{full-story limit=»10000″}
Источник: barilline.ru

pasyanspauk