Энергоэффективная страна: как это делается? — «Новости — Энергетики»

Оксана Костюченкова, директор по внешним связям Российского энергетического агентства Минэнерго РФ Пропаганда и популяризация энергосбережения и энергоэффективности среди населения – важнейшая задача, которую решает Российское энергетическое агентство Министерства энергетики РФ. Дойти до каждого Оксана Костюченкова,
директор по внешним связям Российского энергетического агентства Минэнерго РФ

Пропаганда и популяризация энергосбережения и энергоэффективности среди населения – важнейшая задача, которую решает Российское энергетическое агентство Министерства энергетики РФ. Дойти до каждого адреса, воспитать нового потребителя, обеспечить реализацию одной из самых масштабных задач модернизации экономики огромной страны – вот чем занимается РЭА. О том, как это делается, что сделано в последние месяцы прошлого года, и о планах 2012 года журналу «Энергополис» рассказала директор РЭА по внешним связям Оксана Костюченкова.

– Оксана Юрьевна, если позволите, мы бы хотели поговорить о социальном направлении деятельности РЭА, о пропаганде энергоэффективности. Не так давно, в самом конце ноября, состоялась торжественная церемония награждения премии «Берегите энергию!». Вы выступали на открытии этого мероприятия. Расскажите подробнее, что представляет собой данная премия?

– Действительно, награждение лауреатов ежегодной национальной премии «Берегите энергию!» прошло 25 ноября, и мне довелось не только выступить на ее открытии, но и вручить несколько наград представителям СМИ, пишущим об энергосбережении, в том числе был отмечен и журнал «Энергополис».
Целью премии является выявление лучших практик в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, стимулирование развития производства энергоэффективной продукции, а также повышение информированности населения о проблемах энергосбережения. Среди главных номинаций премии-2011 – «Технология года», «Энергоэффективный город», «Энергоэффективный офис», «Энергосбережение в строительстве», «Лучший проект в области обучения энергосбережению», «Лучший проект в области популяризации энергосбережения», «За вклад в реализацию энергосберегающей продукции на розничных рынках», «За вклад в развитие использования возобновляемых источников энергии» и другие.
«Берегите энергию!» проводится в этом году уже во второй раз, и я с удовольствием отмечаю, что данное мероприятие становится все более заметным событием, привлекающим внимание общественности. При этом нам в Российском энергетическом агентстве, которое выступило организатором данного мероприятия, кажется, что мы пока только в начале долгого пути, пути в тысячу шагов, который, согласно восточной мудрости, начинается прямо у наших ног.

Отдельно упомяну о том, что церемония награждения премии прошла в рамках международных выставок, посвященных энергоэффективности, энергосбережению и возобновляемым источникам энергии, – ENES 2011 и REenergy 2011.

«Берегите энергию!» была далеко не единственным мероприятием, в котором наше агентство принимало в минувшем году активное участие. Например, всероссийская акция, направленная на формирование бережливого отношения школьников к энергоресурсам…

– …прошедшая в рамках конкурса социальной рекламы «Новый взгляд»?

– Да, школьная акция проходила в рамках конкурса социальной рекламы «Новый взгляд», организованного Комитетом по делам молодежи Государственной думы Российской Федерации и Межрегиональным общественным фондом «Мир молодежи». Целью акции была выработка у учащихся бережного и ответственного отношения к использованию энергоресурсов. Формирование рациональной модели надо начинать с самого раннего возраста, ведь именно тогда формируются установки на всю жизнь.

Плакаты, призывающие школьников обратить особое внимание на темы энергоэффективности, энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии, были направлены в 10 тыс. российских школ во всех российских регионах. Неподдельный интерес школьников выразился dв том, что все три призовых места в большой теме «Россия, вперед!» заняли ребята, представившие свои работы в номинации «Модернизация страны и повышение энергоэффективности».

Всего на конкурс «Новый взгляд» поступило более 5000 авторских работ из 79 регионов нашей страны по десяти темам в номинациях «Социальный плакат» и «Социальный видеоролик». В результате победителями были признаны авторы 75 работ из 32 регионов РФ.
Несомненно, мы будем расширять сотрудничество и продолжим в дальнейшем поддерживать конкурс «Новый взгляд». Более того, в следующем году энергосбережению будет посвящена отдельная тема – «Энергоэффективная страна».

Позитивное восприятие молодежью идей энергосбережения и повышения энергоэффективности позволяет нам надеяться на то, что у России впереди чистое зеленое будущее, в котором не будет бездумного расходования ресурсов. Как бы банально это ни прозвучало, но капля, капающая из плохо закрытого крана, не капля в море, а море капель, если краны капают у всех.

– Безусловно, незнание не освобождает от ответственности. Однако часто получается, что бережно относиться к энергии и эффективно ее расходовать людям мешают неосведомленность и незнание бытовых правил энергопотребления. Как вы считаете, какова в этом отношении цель РЭА?

– Действительно, информационно-аналитическая работа входит в сферу компетенции нашего агентства, и мы стараемся по мере наших возможностей эффективно решать эту задачу. У нас для этого есть достаточно ресурсов, например многофункциональный интернет-портал, бесплатная «горячая линия» по вопросам энергосбережения и энергоэффективности в Российской Федерации.
Особенность «горячей линии» в том, что она предназначена как для рядовых энергопотребителей, так и для различных организаций, региональных и муниципальных органов власти. Позвонив по телефону «горячей линии», работающей в режиме 24/7, каждый человек может получить исчерпывающую информацию о реализации федеральных и региональных программ энергоэффективности, о повышении энергоэффективности в различных отраслях, об альтернативных источниках энергии. И конечно, любой обратившийся получит ответы на более насущные вопросы энергопотребления, связанные с установлением приборов учета, тарифами на энергоресурсы и элементарными правилами экономии энергии в быту за счет использования бытовых приборов и техники.

– Какое место в деятельности РЭА отводится образовательным проектам в сфере энергосбережения?

– Образовательные проекты входят в число приоритетов РЭА, что вполне оправданно и логично, ведь от успеха их реализации в какой-то степени зависит формирование культуры сберегающего энергопотребления в стране. А это для нас вопрос, имеющий на данный момент принципиальное значение. Его не решить, просто сформировав необходимую нормативно-правовую базу и издав соответствующие законы. Его решение требует тесного сотрудничества с образовательными учреждениями, поступательной работы и системного подхода, которого мы и стараемся придерживаться, регулярно проводя образовательные мероприятия и реализуя яркие проекты.

Одним из них стал проект создания демоцентров в учебных заведениях «56 ДА энергоэффективности», презентация которого прошла недавно в нашем агентстве. Для нас он представляет особый интерес, ведь РЭА имеет к нему непосредственное отношение. Напомню, что создание подобных центров предусмотрено Государственной программой до 2020 года, оперативное управление которой входит в число функций агентства. Также РЭА заключило государственный контракт с Министерством образования и науки на разработку методических материалов и проведение работ по привлечению внебюджетного финансирования со стороны компаний – производителей энергоэффективной продукции.
Планируется, что в рамках «56 ДА энергоэффективности» к 2013 году в 56 высших учебных заведениях страны будут созданы специальные демонстрационные центры, в которых будут выставляться новейшие энергосберегающие технологии и разъясняться простые правила бытового энергопотребления. «Проходимость» этих центров будет довольно высокой: по предварительной оценке, за 2-3 года их существования около 3 млн. человек смогут убедиться в преимуществах энергосберегающего потребления и больше узнать о технических достижениях в этой области.

Как видите, запустив этот проект, мы взяли на себя довольно большую ответственность и прикладываем со своей стороны максимум усилий, чтобы достойно его завершить.

– Россия – страна, богатая энергетическими ресурсами. Относительно невысокая плата за воду и электроэнергию, возможно, стала одной из причин расточительного отношения общества к потребляемым ресурсам, поэтому одной из актуальных современных проблем нашего общества является низкий уровень культуры энергосбережения. Что делает РЭА для преодоления такой массовой неграмотности в вопросах энергосбережения?

– Результат государственной политики в области энергосбережения, несомненно, связан с общественным восприятием этой проблемы. Поэтому в последнее время особое внимание уделяется продвижению идей рационального и бережного потребления энергии в сфере образования. Дети и школьники должны понимать, что энергосбережение поможет сохранить природные ресурсы для будущих поколений. Только так мы сможем воспитать и сформировать массовую культуру рационального энергопотребления и энергосбережения. Поэтому РЭА, будучи координатором проектов в области энергоэффективности, уделяет повышенное внимание образовательным проектам в школьных и дошкольных учреждениях. Воспитанием культуры энергосбережения в дошкольных учреждениях занимаются региональные представительства РЭА. Особенно показателен пример Красноярского, Кемеровского и Новокузнецкого филиалов. В региональных филиалах РЭА специально разработана технология проведения урока бережливости энергии, воды и тепла в дошкольном учреждении.
Мы стараемся заинтересовать не только школьников, но и их педагогов. Поэтому представительства РЭА организуют различные мероприятия, которые стимулируют развитие этой тематики в школах и садах. Совсем недавно, в декабре, состоялся первый в России конкурс проектов по повышению энергоэффективности и развитию энергоэффективного поведения в образовательных учреждениях. В проекте приняли участие 52 управленческие команды Красноярского края. Среди главных номинаций – «Энергоэффективная школа», «Энергоэффективный сад». Проведение такого рода мероприятий подготавливает школы и сады к введению подобных занятий в программу обучения. Главное – сделать тему энергоэффективности и энергосбережения интересной для детей. В садиках проводят конкурсы рисунков и поделок, разгадывают кроссворды. Детям в яркой, красочной и запоминающейся форме показывают и рассказывают об элементарных правилах, которые может соблюдать каждый.
Кемеровский филиал РЭА специально разработал советы, которые дают школьникам и детям в непринужденной форме на уроках бережливости. Мне особенно нравятся некоторые по экономии воды, например, такие, как «Не лей воду зря!», «Плотно закрывай кран», «Когда моешь ручки – не делай сильный напор воды!», «Когда чистишь зубки, для полоскания рта наливай воду в стаканчик!» и «Главное – не забывай закрывать кран с водой!».
Школьники, конечно, в этом отношении уже более подготовлены, но и для них есть много интересных тем для обсуждения. Для нас важно, чтобы из ребят, которые вскоре вступят во взрослую жизнь, получились грамотные и бережливые потребители энергии. Поэтому на уроках они обсуждают вопросы снижения энергозатрат, их учат делать правильный выбор в пользу более экономичных и энергоэффективных приборов бытовой техники, которые потребляют меньше энергии. Урок бережливости – такая же важная дисциплина, как русский язык или математика. Безусловно, такие мероприятия имеют накопительный эффект, и их проведение должно стать правилом. Я надеюсь, что в будущем именно эти ребята сформируют общество, которое будет руководствоваться принципами рационального потребления и экономии энергии.
{full-story limit=»10000″}
Источник: barilline.ru

pasyanspauk