Бизнес просит поменять правила рынка мощности — «Новости — Энергетики»

Радикально решить проблему неработающего рынка мощности – основной посыл письма председателя наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александра Старченко министру энергетики Александру Новаку. По итогам обсуждения в НП «Сообщество потребителей энергии» предложений Минэнерго Радикально решить проблему неработающего рынка мощности – основной посыл письма председателя наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александра Старченко министру энергетики Александру Новаку.

По итогам обсуждения в НП «Сообщество потребителей энергии» предложений Минэнерго России по вопросам совершенствования рынка мощности и проведения конкурентного отбора мощности (далее – КОМ) на 2016 год члены партнерства считают, что представленные Минэнерго предложения не содержат изменений, направленных на сокращение оплачиваемых потребителями объемов генерирующих мощностей сверх необходимого для покрытия спроса, а также иных предложений, способствующих стабилизации цены мощности в условиях отсутствия роста спроса на мощность и электропотребления.
Например, предложение по ужесточению существующих технических требований для участия в КОМ-2016 сократит объем оплачиваемой мощности на 3,6 ГВт, а предложение по учету генерирующих объектов с низкой готовностью по итогам года приведет к увеличению отбираемой мощности на 2,3 ГВт. Предложение по изменению механизма ценообразования в КОМ, введение минимальной цены КОМ (price-cap снизу) и учет риска маловодного года искусственно увеличивают объем платежа за мощность.
Предложение генерирующих компаний по заморозке на 2016 год результатов предыдущего КОМ с учетом индексации, а также фиксацией уже выбранного состава оборудования и учетом ввода новых и вывода из эксплуатации старых генерирующих мощностей:

• не решает и усугубляет существующую проблему избытка генерирующих мощностей в ЕЭС России при стагнирующем спросе на мощность;
• откладывает решение по стимулированию вывода неэффективных генерирующих мощностей из эксплуатации;
• стимулирует неэффективность за счет прямой индексации постоянных затрат;
• необоснованно увеличивает размер платежа за мощность на оптовом рынке;
• исключает участие в КОМ и тем самым дискриминирует генерирующие объекты, введенные или модернизированные в 2015–2016 годах. на конкурентной основе без применения механизма оплаты мощности по ДПМ по отношению к генерирующим объектам, уже прошедшим КОМ, или генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме.

Потребители, участвующие в работе партнерства, отмечают, что в 2012–2014 годах объем платежей потребителей за мощность при стагнирующем спросе вырос в 1,55 раза (с 296 млрд рублей в 2012 году до 459 млрд рублей в 2015-м). В 2016 году в условиях снижения электропотребления ожидается дальнейший рост платежей потребителей за электроэнергию и мощность на оптовом рынке. Существенный вклад в рост платежа потребителей будет связан с увеличением доходности объектов ДПМ на величину 25–35% (на сумму около 24–33 млрд рублей) от планируемого в 2016 году значения, двукратным ростом платежа по объектам ДПМ АЭС/ГЭС – с 58 до 116 млрд рублей (или на 25% от общего платежа за мощность). Дополнительные затраты потребителей будут связаны с компенсацией затрат на функционирование низкоэффективного генерирующего оборудования при отсутствии механизма вывода его из эксплуатации.

Потребители считают целесообразным измененить правила функционирования рынка мощности и проведения КОМ-2016, обеспечив выполнение следующего:

• снижение суммарной отраслевой выручки относительно текущего года (с учетом всех составляющих конечного платежа: услуги по передаче, оплата электроэнергии и мощности, платежа коммерческой и технологической инфраструктуры);
• вывод с оптового рынка электрической энергии и мощности без какой-либо оплаты ежегодно не менее 8 ГВт низкоэффективного генерирующего оборудования в ближайшие три года и 30 ГВт до 2020 года;
• ограничение величины доходности генерирующих объектов, осуществляющих поставку мощности по ДПМ, до уровня 12–14%;
• аннулирование обязательств по невостребованным объектам ДПМ без применения штрафных санкций за несвоевременный ввод таких объектов. По данным ОАО «СО ЕЭС», объем мощности по невостребованным объектам ДПМ составляет 1,78 ГВт;
• отказ от невостребованных объемов мощности по ДПМ АЭС/ГЭС и/или перенос ввода таких объектов до момента восстановления спроса на электроэнергию (мощность). Для существующих объектов ДПМ АЭС/ГЭС – ограничение величины доходности до уровня 10–12%;
• пересмотр существующей нормативной базы по определению величины спроса на мощность и допустимого оплачиваемого коэффициента резервирования в ЕЭС России с учетом реальной потребности в году планируемой поставки мощности и возможности корректировки в реальных экономических условиях;
• не отобранная в КОМ мощность генерирующих объектов не оплачивается.

***

Наряду с предложениями по изменению текущей модели рынка мощности в перспективе для кардинального решения имеющихся проблем целесообразно осуществить переход к рынку «одного товара» – электроэнергии, что позволит:
• соответствовать критерию «измеримости» показателя, а именно позволит физически определить объем товара, отпущенный на оптовый рынок, на основании фиксации данных об отпуске электрической энергии счетчиками коммерческого учета (система АИИС КУЭ уже установлена на всех электростанциях оптового рынка ЕЭС России и не приведет к дополнительным затратам на ее установку или модернизацию);
• решить проблему избытка генерирующих мощностей в ЕЭС России за счет оптимизации структуры генерирующего оборудования, вывода неэффективных мощностей, появления стимулов для нового строительства;
• учитывать текущие и прогнозные экономические условия.

На первоначальном этапе перехода к рынку «одного товара» для снижения рисков волатильности спотовой цены (цены РСВ) возмещать генерирующим компаниям лишь часть постоянных затрат, например не более 50%, остальная часть которых будет обеспечиваться за счет рынка электрической энергии. Такой механизм на оптовом рынке успешно существовал до 2006 года (рынок 5-15), когда часть постоянных затрат компенсировалась загрузкой в секторе свободной торговли (ССТ).

Вопросы перспективного развития ЕЭС России и обеспечения баланса спроса и предложения решать с использованием других инструментов (механизм гарантирования инвестиций – МГИ и др.).

Потребители просят учесть предложения при подготовке изменений правил функционирования рынка мощности на 2016 год.
{full-story limit=»10000″}
Источник: barilline.ru

pasyanspauk